понедельник, 13 января 2014 г.

Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта
У больных, перенесших инсульт, часто страдает качество речи. Это проявляется в виде таких речевых расстройств, как афазия и дизартрия


Афазия — это расстройства речи, наступающие при поражении коры больших полушарий мозга.

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии, когда больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

В некоторых случаях сохраняется повторение и называние, но появляются ошибки в согласовании слов в предложении, либо расстройства произношения. При сенсорной афазии нарушаются понимание речи. При этом больные могут очень много говорить, но из-за нарушения слухового контроля, в речи больных также может быть много замен звуков, замен одного слова другим.



Кроме того, при моторной и сенсорной афазии часто страдают чтение и письмо (то есть афазия сопровождается аграфией (дисграфией) и алексией (дислексией)).

Помимо моторной и сенсорной афазии, встречается семантическая и амнестическая афазия: больные достаточно хорошо, свободно говорят, неплохо понимают обиходную речь. Однако при семантической афазии они затрудняются в понимании смысла пословиц, поговорок, сложных речевых конструкций. При амнестической афазии больные при относительно свободной речи затрудняются называть предметы.

Классификация афазий




Локализация поражений

Клинические проявления

Этиология

Сопутствующая симпто­матика

Большие синдромы

Тотальная афазия

Обширное поражение лобной, теменной и верхней височной долей доминантного полуша­рия

Речь практически от­сутствует, нарушение плавности речи, плохое понимание устной и письменной речи

Инфаркт в бассейне внутренней сонной или средней мозговой арте­рий, травма, опухоль

Гемиплегия, гемигип-естезия и гемианопсия на противоположной сто­роне

Афазия Брока

Корковые и подкорко­вые очаги поражения в префронтальной и фронтальной области

Нарушение плавности речи, аграмматизм, пло­хо выраженная артику­ляция, диспросодия, речь может полностью отсутствовать

Инфаркт в бассейне верхней лобной ветви средней мозговой арте­рии, кровоизлияние, опухоль

Контралатеральный гемипарез, минимальные расстройства чувстви­тельности или их отсут­ствие, выпадений полей зрения нет, оральная ап-раксия, корковая диз­артрия, выраженное рас­стройство письма

Афазия Вернике (центральная или сенсорная)

Отделы теменной и височной долей, распо­ложенные кзади от сильвиевой борозды

Плавная речь, полное непонимание устной ре­чи, неспособность чи­тать и повторять звуки и слова, алексия, агра­фия, парафазии

Инфаркт в нижних отделах бассейна сред­ней мозговой артерии, опухоль, герпетический энцефалит

Расстройства чувстви­тельности, характерные для поражения теменной доли, гемианопсия, дви­гательных нарушений нет

^ Малые синдромы центральной афазии

Проводниковая афазия

Верхний край силь­виевой борозды, ниж­няя теменная доля

Парафазии, трудно­сти с повторением речи, чтением вслух; осознавание дефекта речи, по­нимание устной и пись­менной речи

Эмболии задних вет­вей средней мозговой артерии

Гемигипестезия или гомонимная гемианопсия на противоположной сто­роне, патологический оп­токинетический нистагм



Преимущественно слухо­вая (изолированная словесная глухота)

Поражение верхней височной извилины

Нарушение восприя­тия речи на слух; не­возможность повторить предложение и писать под диктовку

Инфаркт, опухоль, абсцесс

В редких случаях глу­хота

Преимущественно зри­тельная (дисплексия и дисграфия )

Поражение теменно-затылочной области

Зрительное восприя­тие текста страдает больше, чем слуховое понимание речи, нару­шение процессов чтения и письма

Инфаркт, опухоль, лобарное кровоизлия­ние

Гемианопсия

^ Другие синдромы

Изолированная словес­ная слепота

Кора затылочно-стриарных образований, прилегающая ассоциа­тивная кора левого по­лушария, задние отде­лы мозолистого тела

Устная речь и про­цесс письма сохранены, процесс чтения нару­шен

Инфаркт в бассейне задней мозговой арте­рии, опухоль, лобарное кровоизлияние

Гемианопсия

 Разобщение речевых зон

Ишемический ин­фаркт в зоне смежного кровоснабжения между бассейнами передней, средней и задней мозго­вых артерий

Речь «как у попугая» (Parrot-like speech), эхолалия

Общая гипотензия или гипоксия; останов­ка сердца

Снижение уровня бодрствования и реак­тивности; двусторонняя слабость в ногах

 Амнестическая афазия

Поражение глубоких отделов височной доли; извилины гиппокампа

Невозможность по­вторить названия пред­метов и их частей, на­рушения кратковремен­ной памяти

Опухоль, болезнь Альцгеймера, инфаркт в бассейне задней моз­говой артерии; герпети­ческий энцефалит

Апраксия, деменция, двигательных нарушений нет, верхнеквадрантная гемианопсия


Прежде чем начать занятия с больными, необходимо установить с ними контакт. Сначала необходимо ободрить больного, заверить его, что движения и речь у него постепенно восстановятся, но для этого надо заниматься. Беседовать с больным надо настойчиво, но спокойно, негромким голосом, с чувством убежденности в своих словах.

Близкие люди и родственники, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с логопедом и нейропсихологом и точно выполнять их рекомендации.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Очень важно помнить следующее:


  • Не путайте нарушенную речь с нарушенным мышлением.
  • Общайтесь с больным с афазией как с равноправным партнером по диалогу.
  • Слушать его — означает ждать. Такой больной нуждается в большем времени для своего высказывания.
  • Будьте зачинщиком разговора, но не помогайте преждевременно словесными подсказками. Чтобы понять его, следует слушать сердцем!
  • Дайте больному с афазией возможность высказаться! Совместное обдумывание и точное наблюдение за ситуацией поможет в понимании.
  • При непонятных высказываниях не прерывайте больного, даже если смысл сказанного не ясен. Не поправляйте его постоянно.
  • При упрямстве больного с афазией, его намеренном повторении слов прервите и отвлеките его внимание.
  • Не сдавайтесь, не отказывайтесь от общения! Ключевая фраза: «Мы поймем друг друга — начинайте еще раз!»

При сенсорной афазии установить контакт бывает несколько сложнее.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, необходимо использовать так называемые неречевые приемы установления контакта.

Для восстановления понимания речи у больных с сенсорной афазией используют картинки с подписями. Больным предлагается раскладывать подписи к картинкам (например: собака, дом, чашка, мяч), читать эти подписи, списывать их, показать, где изображен тот или иной предмет. Постепенно число картинок с подписями расширяется, у больного появляется возможность показывать окружающие предметы, он начинает дифференцировать слова, близкие по звучанию: стол-стул, шкаф-шарф, рак-лак, дом-том и т. д. Работа с предметными картинками приводит не только к восстановлению фонематического слуха, но и функции называния.

Больным с моторной афазией на ранней стадии желательно давать очень короткие инструкции, сопровождая их показом действий и предметов, с которыми надо сделать то-то и то-то.

Для восстановления на ранних этапах после инсульта устной, экспрессивной речи у больных с моторной афазией используют приемы стимулирования устного высказывания, причем не отдельных слов, а коротких, нужных для обихода фраз:


  • ты будешь обедать?
  • ты будешь спать?
  • ты будешь заниматься?


Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например «хочу»:


  • ты хочешь обедать? Хочу;
  • ты хочешь спать? Хочу.


Таким образом, в словаре помимо слова «будешь» появится еще слово «хочу» и т. д.

При более грубом нарушении речи, когда больной не может произнести по заданию ни одного звука, рекомендуется использовать речевые автоматизированные ряды: порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение хорошо знакомых четверостиший или начальных куплетов известных больному песен. При этом больной должен следить за губами говорящего, пытаться вместе с ним медленно повторять эти речевые ряды. Повторение речевых рядов приносит успех в течение 2 — 3 недель; речь больного сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Больной должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с родственником, а затем самостоятельно. Как только больному разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (больной должен прочитать слово, по памяти его записать, а затем сравнить с образцом).

Если повторная речь быстро восстанавливается, то больше заниматься повторением не следует! — надо срочно начать отработку посильных для больного ответов на вопросы, в той или иной степени подсказывая эти ответы. Вся работа с больными с моторной афазией ведется с опорой не на предметные, а на сюжетные картинки для своевременного восстановления грамматически правильно построенного предложения.

При легкой выраженности речевого расстройства больным рекомендуется читать небольшие юмористические тексты объемом 1 — 2 страницы, пересказывать их и т. д.

Параллельно с занятиями по восстановлению навыков устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т. к. восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить больного писать левой рукой.

Надо подчеркнуть и такую особенность восстановления речи на раннем этапе после инсульта, как дозировка речевой нагрузки. Прежде всего желательно, чтобы больной находился в палате или комнате, где выключены радио, телевизор и т. п., т. е. больной нуждается в определенном слуховом режиме. Но это не значит, что с больным нельзя разговаривать. Больной должен слышать негромкую не травмирующую его, но так или иначе касающуюся его речь, для того чтобы стимулировать его к прислушиванию и слушанию речи.

Проводя с больным те или иные процедуры, необходимо сопровождать их негромкой речью, например: «Надо сменить рубашку, поднимите левую руку. Хорошо. Теперь освободим правую руку» и т. д. На тумбочке больного уже через 6— 10 дней должны лежать его любимые газеты и журналы, заголовки которых он должен просматривать, т. е. больного нельзя полностью выключать из привычной для него жизни. Уже через месяц после инсульта некоторые больные могут 10–15 мин смотреть по телевизору любимые передачи. Однако надо следить, чтобы больной не переутомлялся.

Речевые занятия в течение первых недель после инсульта длятся от 7 до 15 мин, через 1–2 месяца — до 30 мин. Иногда целесообразно эти занятия дробить и проводить 2–3 раза в день.

Дизартрия—нарушение произносительной стороны речи. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение качество произношения и плавности речи.

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным или замедленным. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный—то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый.

В комплексе с расстройствами речи, часто наблюдается и нарушение глотания.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ предметов бытового окружения и их изображений;
классификация слов по темам (овощи-фрукты) с опорой на картинки;
ответы утвердительным или отрицательным жестом(словом) на ситуативные вопросы;

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

совместное и самостоятельное проговаривание автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, названия дней недели), пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с жестким ( корова дает вкусное....), а позднее со свободным (в магазин привезли.....) контекстом.
совместное проговаривание простых слов и фраз;
введение речевого эмбола в слово или фразу;

3. Стимулирование примитивного диалога на бытовые темы, а позднее — развернутого высказывания в диалоге.

4. Стимулирование глобального(схватывание слова целиком, а не по слогам) чтения и письма:

раскладывание подписей под картинками;
письмо знакомых слов (мама, Москва ) ;
списывание слов, чтение.

5. Восстановление аналитического чтения и письма( послогового, побуквенного)

6. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.

7. Отработка чистоты произношения звуков.

8. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке, по опорным словам, развернутые ответы на вопросы, составление рассказов по серии сюжетных картинок, пересказ с помощью наводящих вопросов.

9. Восстановление понимания сложнооформленной речи:

выполнение сложных инструкций
объяснение пословиц, поговорок.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ предметов бытового окружения и их изображений;
показ частей тела на картинках и на собственном теле;
выбор правильного названия предмета и действия с опорой на картинку;
классификация слов по темам (овощи-фрукты) с опорой на картинки;
ответы утвердительным или отрицательным жестом (словом) на ситуативные вопросы;

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

ответы на вопросы «да» и «нет» с помощью жеста;
выполнение простых устных инструкций;

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

раскладывание подписей к предметам и картинкам;
ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
письмо слов, слогов, букв по памяти;

4. Восстановление понимания значения слова:

подбор обобщающих слов (овощи, посуда...),
подбор определений к словам (яблоко какое? — сочное, красное, круглое, сладкое...);
заполнение пропусков во фразах (я возьму зонт, потому что ...);

5. Преодоление расстройств устной речи:

составление предложений с заданными словами;
составление предложений по сюжетным картинкам;
подбор синонимов и антонимов;

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
«Крестообразные» движения кончика языка.
Скользить кончиком языка по твердому небу.
Выполнять движения языком вперед-назад.
Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
Выполнять круговые движения нижней челюстью.
Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
Коснуться подбородком груди.
Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.
ДЛЯ ГУБ:

Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
Утрированно произносить звуки П-Б.
Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами — верхней губы.
Движение вытянутыми губами вправо-влево.
Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

Опустить углы рта при закрытом рте.
Нахмурить брови, расслабить.
Поднять брови, расслабить.
Прищурить один глаз, затем другой.
Зажмурить глаза, расслабить.
Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
Максимально оскалить зубы.
Опустить верхнюю губу на нижнюю.
Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
Наморщить лоб, расслабить.
Упражнения для формирования выдоха

Лечение дизартрии. Упражнения для формирования выдоха

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений важно научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м......).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах — как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а.....).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф.....).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох — высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

2.1. Вдох — носом, выдох через нос толчками.

2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф...ф! ф!).

3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф...).

3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у...у! у!).

3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у...).

3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м...м! м!).

3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м...).

3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с...с! с! ).

3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с...).

3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш...ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш...).

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения согласных звуков — ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения согласных звуков — п, б, т, д, к, г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения звуков ц, ч и других согласных звуков.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов — сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Скачать методичку

Самомассаж при дизартрии

Перед началом занятий необходимо проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

БАТ 1 — снятие напряжения аргикуляционно-мимической мускулатуры.
БАТ 2 — тренировка ощущения грудного резонанса голоса.
БАТ 3 — тренировка ощущения головного резонанса голоса.
БАТ 4 — снятие напряжения нижней челюсти.
БАТ 5 — тренировка носового дыхания.
БАТ 6 — снятие напряжения мускулатуры шеи.
БАТ 7 — профилактика насморка.
БАТ 8-13 — снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности при умственном переутомлении.

Упражнения, улучшающие функцию глотания

Имитировать знакомые движения:

покашливать " кхе-кхе«
зевать, широко раскрывая рот
изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
полоскать горло
храпеть
глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»
2. Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» — 3-5 раз

3. Высунув язык, говорить звук «г»

4. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть

5. Глотать капли воды из пипетки.

6. Тянуть звук «м», сомкнув губы ( на сколько хватает воздуха, т. есть выдоха).

7. Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани

Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:

Есть и пить можно только сидя, либо приподняв головной конец кровати.
После еды необходимо подождать 20-25 минут перед тем, как лечь в горизонтальное положение.
Есть надо маленькими порциями, медленно, немного опуская подбородок к груди — это облегчает глоток. Можно во время глотка сжимать поручень кровати или одеяло, это также помогает проглотить пищу.
В рационе должны преобладать густые напитки и еда ( кисели, кисломолочные продукты, пюре, желе, муссы, котлеты, суфле и т. д.)
Запрещаются все крошащиеся продукты ( хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты со злаками, орехи), которые могут быть опасны — ими легко поперхнуться, а также не желательно есть мясо, цитрусовые ( волокна тяжело пережевываются) !
Не рекомендуется смешивать напитки и еду во время приема пищи, пить нужно до или после еды.
После еды желательно прополоскать рот, либо салфеткой очистить ротовую полость, так как там может остаться еда ( за щекой, на деснах). Если пациент поперхнулся, дать возможность откашляться, не поить, так как вода легче проникает в дыхательные пути.

(Составлено по разным источникам)


Комментариев нет:

Отправить комментарий