вторник, 14 января 2014 г.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях?

Советы родственникам
Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? 
(с сайта http://logoped-yar.ru/)

Помощь по восстановлению речи у больных с афазией, развившейся после инсульта, оказывает логопед-дефектолог и нейропсихолог. Но часто найти логопеда для взрослого не представляется возможным. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи. Но все - же в этой статье я попробую дать универсальные советы по реабилитации речи после инсульта.

Вероятность восстановления выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи. Родственники пациента могут существенно помочь ему в речевой реабилитации.




Упражнения для восстановления речи после инсульта.

1. вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:
- конструирование кубиков, складывание паззлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..
- игра в лото, домино, игральные карты.
- раскладывание серийных картинок, сюжетов.
2. давать задания, предполагающие понимание речи:
- показ частей тела,
- показ предметов, действий на картинках,
- выполнение простых инструкций.
3. стимулировать простые диалоги, требующие ответы одним – двумя словами или жестом.
4. стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как :
- раскладывание подписей под картинками,
- работа с предметным лото,
- называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,
- запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,
- письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.


Советы родственникам больного, страдающего афазией.
· Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.
· В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
· Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
· Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с этим, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
· Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей.
· Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
· Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие исследователи) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.
· Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», т.е. ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать его к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширить.
Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.

Понравился материал? Поддержите проект

Комментариев нет:

Отправить комментарий